ABC-XYZ анализ

ABC-XYZ анализ.
Описание и алгоритмы проведения ABC-анализа и XYZ-анализа и пример в Excel.







      ABC-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. В его основе лежит принцип Парето — 20 % всех товаров дают 80 % оборота. По отношению к ABC-анализу правило Парето может прозвучать так: надёжный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать систему, будь то запасы сырья и комплектующих, либо продуктовый ряд предприятия и т. п. Часто ABC-анализ путают с ABC-методом, расшифровывая ABC как Activity Based Costing, что в корне не верно.

      ABC-анализ — анализ товарных запасов путём деления на три категории:
А — наиболее ценные, 20 % — тов.запасов; 80 % — продаж
В — промежуточные, 30 % — тов.запасов; 15 % — продаж
С — наименее ценные, 50 % — тов.запасов; 5 % — продаж

      Алгоритм ABC-анализа:
1) Описание номенклатуры товаров;
2) Подсчет полной стоимости товаров, попадающих в каждую группу номенклатуры;
3) Ранжирование групп номенклатуры в порядке убывания суммарной стоимости;
4) Вычисление стоимости нарастающим итогом в ранжированном ряду;
5) Распределение товаров по группам A,B,C.

      XYZ-анализ позволяет произвести классификацию ресурсов компании в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности в течение определенного временного цикла. Алгоритм проведения можно представить в четырёх этапах:
Определение коэффициентов вариации для анализируемых ресурсов;
Группировка ресурсов в соответствии с возрастанием коэффициента вариации;
Распределение по категориям X, Y, Z.
Графическое представление результатов анализа.

      Категория X — ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза. Значение коэффициента вариации находится в интервале от 0 до 10 %.

      Категория Y — ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования. Значение коэффициента вариации — от 10 до 25 %.

      Категория Z — потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая. Значение коэффициента вариации — свыше 25 %.

      Алгоритм XYZ-анализа:
1) Описание номенклатуры товаров;
2) Сбор данных за несколько периодов вглубь истории о продажах каждого товара в прошлый период;
3) Вычисление коэффициента вариации для каждого товара;
4) Ранжирование всех товаров в порядке возрастания коэффициента вариации;
5) Распределение всей номенклатуры по коэффициенту вариации на группы X,Y,Z.

Вот пример в Экселе:
letitbit.net
depositfiles.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий