Матрица БКГ в Excel

Матрица БКГ является двумерной моделью для анализа конкуренции. Эта схема анализа конкурентной ситуации носит название "Матрица БКГ". Она разработана Бостонской консалтинговой группой и другое ее название - матрица "темпы роста - доля рынка" (матрица БКГ). Этот самый распространенный инструмент анализа современного менеджмента был создан Брюсом Хендерсоном, основателем Бостонской консалтинговой группы.



Матрица, предложенная Бостонской консультативной группой (БКГ), представляет собой один из наиболее известных инструментов стратегического анализа номенклатуры фирмы, т.н. портфолио-анализа. Цель анализа – выявить, на каком этапе жизненного цикла находится каждый товар фирмы; разделить все товары на однородные группы, относящиеся к соответствующему этапу и разработать политику фирмы по каждой группе. В классической матрице позиция каждого товара определяется двумя параметрами:
·         текущей долей рынка бизнеса (отношением доли рынка, занимаемой товаром данной фирмы, к доле рынка товара ведущего конкурента);
·         потенциалом роста бизнеса (среднегодовым темпом прироста объема реализации данного товара).


Описание матрицы БКГ:


     Слева вверху – «дикие кошки». Быстрый рост рынка делает данные товарные позиции привлекательными. Но их относительная доля на рынке низка и рождает вопрос, удастся ли реализовать потенциально высокую прибыль. Поэтому фирма должна решить, следует ли ей инвестировать капитал в товары, расположенные в этом квадранте.
     Справа вверху – «звезды». Это лучшая позиция для бизнеса. Но «звезды» обычно требуют больших инвестиций для поддержки экспансии продукции и увеличения производственных мощностей. Они также могут генерировать свои собственные внутренние потоки инвестиций вследствие преимуществ низких издержек при больших масштабах производства. Те товарные позиции в этой области, которые долго существуют и приближаются к зрелости, поддерживают сами себя, а «юные» часто требуют существенных инвестиций.
    Справа внизу – «дойные коровы». Бизнес в этом секторе с относительно большой контролируемой частью рынка и при лидирующих позициях в отрасли обеспечивает достаточно притягательную прибыль, но вследствие слабого роста отрасли в целом нет необходимости реинвестировать капитал для поддержания позиции данных товаров на рынке, а потоки инвестиций целесообразно направить в другие секторы. Многие из сегодняшних «дойных коров» вчера были «звездами». Их следует «доить» для выплаты дивидендов и для финансирования новых товаров – юных «звёзд» и перспективных «диких кошек»  (для превращения последних в «звезды»). Слабые «дойные коровы» становятся кандидатами для «раздевания», если в отрасли, достигшей зрелости, создаются неблагоприятные конкурентные условия.
     Слева внизу – «собаки». Наименее привлекательный сектор вследствие непередовых позиций на рынке и малых прибылей по сравнению с лидерами, которые пользуются преимуществами масштаба производства. Таким образом, эти товары, как правило, – кандидаты к ликвидации.
Применение классической матрицы БКГ на отечественном рынке иногда бывает затруднительно по следующим причинам:
·     во-первых, часто нет достоверной информации о долях рынка конкурентов;
·   во-вторых, у большинства отечественных фирм история насчитывает всего несколько лет, что не позволяет оперировать понятием среднегодового темпа роста;
·      в-третьих, отечественный рынок редко бывает занят полностью – места хватает практически всем, так что понятие доли рынка теряет ту «фатальную» значимость, которую изначально придавали ей разработчики матрицы.

По ссылке ниже можно скачать файлы - порядок создания матрицы БКГ в Excel, варианты для самостоятельной практики и один вариант матрицы БКГ в файле xml:
depositfiles.com
letitbit.net

Комментариев нет:

Отправить комментарий