Матрица БКГ является двумерной моделью для анализа конкуренции. Эта схема анализа конкурентной ситуации носит название "Матрица БКГ". Она разработана Бостонской консалтинговой группой и другое ее название - матрица "темпы роста - доля рынка" (матрица БКГ). Этот самый распространенный инструмент анализа современного менеджмента был создан Брюсом Хендерсоном, основателем Бостонской консалтинговой группы.
Описание матрицы БКГ:
По ссылке ниже можно скачать файлы - порядок создания матрицы БКГ в Excel, варианты для самостоятельной практики и один вариант матрицы БКГ в файле xml:
depositfiles.com
letitbit.net
Матрица,
предложенная Бостонской консультативной группой (БКГ), представляет собой один
из наиболее известных инструментов стратегического анализа номенклатуры фирмы,
т.н. портфолио-анализа. Цель анализа – выявить, на каком этапе жизненного цикла
находится каждый товар фирмы; разделить все товары на однородные группы,
относящиеся к соответствующему этапу и разработать политику фирмы по каждой
группе. В классической матрице позиция каждого товара определяется двумя параметрами:
·
текущей долей рынка бизнеса (отношением доли
рынка, занимаемой товаром данной фирмы, к доле рынка товара ведущего
конкурента);
·
потенциалом роста бизнеса (среднегодовым темпом
прироста объема реализации данного товара).
Описание матрицы БКГ:
Слева вверху – «дикие
кошки». Быстрый рост рынка делает данные товарные позиции привлекательными.
Но их относительная доля на рынке низка и рождает вопрос, удастся ли
реализовать потенциально высокую прибыль. Поэтому фирма должна решить, следует
ли ей инвестировать капитал в товары, расположенные в этом квадранте.
Справа вверху – «звезды».
Это лучшая позиция для бизнеса.
Но «звезды» обычно требуют больших инвестиций для поддержки экспансии продукции
и увеличения производственных мощностей. Они также могут генерировать свои
собственные внутренние потоки инвестиций вследствие преимуществ низких издержек
при больших масштабах производства. Те товарные позиции в этой области, которые
долго существуют и приближаются к зрелости, поддерживают сами себя, а «юные»
часто требуют существенных инвестиций.
Справа внизу – «дойные коровы». Бизнес в этом секторе
с относительно большой контролируемой частью рынка и при лидирующих позициях в
отрасли обеспечивает достаточно притягательную прибыль, но вследствие слабого
роста отрасли в целом нет необходимости реинвестировать капитал для поддержания
позиции данных товаров на рынке, а потоки инвестиций целесообразно направить в
другие секторы. Многие из сегодняшних «дойных коров» вчера были «звездами». Их следует
«доить» для выплаты дивидендов и для финансирования новых товаров – юных «звёзд»
и перспективных «диких кошек» (для
превращения последних в «звезды»). Слабые «дойные коровы» становятся
кандидатами для «раздевания», если в отрасли, достигшей зрелости, создаются
неблагоприятные конкурентные условия.
Слева внизу – «собаки».
Наименее привлекательный сектор вследствие непередовых позиций на рынке и
малых прибылей по сравнению с лидерами, которые пользуются преимуществами
масштаба производства. Таким образом, эти товары, как правило, – кандидаты к
ликвидации.
Применение классической матрицы БКГ на отечественном
рынке иногда бывает затруднительно по следующим причинам:
· во-первых, часто нет
достоверной информации о долях рынка конкурентов;
· во-вторых, у
большинства отечественных фирм история насчитывает всего несколько лет, что не
позволяет оперировать понятием среднегодового темпа роста;
· в-третьих,
отечественный рынок редко бывает занят полностью – места хватает практически
всем, так что понятие доли рынка теряет ту «фатальную» значимость, которую
изначально придавали ей разработчики матрицы.
По ссылке ниже можно скачать файлы - порядок создания матрицы БКГ в Excel, варианты для самостоятельной практики и один вариант матрицы БКГ в файле xml:
depositfiles.com
letitbit.net
Комментариев нет:
Отправить комментарий